Системы мультимедиа назначение состав и систем мультимедиа. Сущность и понятие мультимедиа, классификация и области применения. Министерство образования Республики Беларусь

Мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении .

Например, в одном объекте-контейнере (англ. container ) может содержаться текстовая , аудиальная , графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации , позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были Компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Классификация

Линейное представление

Нелинейное представление

Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное .

Аналогом линейного способа представления может являться кино . Человек , просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации , взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации . Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Возможности

Локальные (записанные)

Онлайн (потоковые)

  • Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене , показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.
  • Мультимедийные игры - такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером . Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Лазерное шоу - «живое» мультимедиа представление

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео , пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Мультимедийный Интернет-ресурс – Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей.

Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:

  • Могут содержать различные виды информации(не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.)
  • Высокая степень наглядности материалов.
  • Поддержка различных типов файлов: текстовых, графических, аудио и видео.
  • Возможность использования для продвижения творческих работ в области различных видов искусств.

Ресурс этого типа дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организуется, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.

Использование

Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения (см. Банерджи & Гош, 2010г.). Далее приводится лишь часть примеров.

Образование

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.

Техника

Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.

Промышленность

В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. Мультимедиа также полезно в организации обучения персонала, рекламы и продаж продукта по всему миру посредством фактически неограниченных веб-технологий.

Математические и научные исследования

В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.

Медицина

Врачи также могут получить подготовку с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.

Document Imaging

Document Imaging – техника, которая преобразовывает копию изображения (документа) в цифровой формат .

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Z-буферизация
  • Аполипопротеин A2

Смотреть что такое "Мультимедиа" в других словарях:

    Мультимедиа - получить на Академике действующий промокод Корпорация Центр или выгодно мультимедиа купить со скидкой на распродаже в Корпорация Центр

    мультимедиа - мультимедиа … Орфографический словарь-справочник

    Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные … Финансовый словарь

Средства мультимедиа

Мультимедиа (multimedia - буквально многосредовость) - область компьютер­ной технологии, связанная с обработкой информации, имеющей различное физи­ческое представление (текст, графика, рисунок, звук, анимация, видео и т. п.) и/или существующей на различных носителях (магнитные и оптические диски, аудио- и видеоленты и т. д.).

Мультимедиа-средства - это комплекс аппаратных и программных средств, по­зволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные естест­венные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и т. д.

Мультимедиа предоставляет пользователю потрясающие возможности в созда­нии фантастического мира (виртуальной реальности), интерактивного общения с этим миром, когда пользователь выступает не в роли стороннего пассивного созерцателя, а принимает активное участие в разворачивающихся там событиях; причем общение происходит на привычном для пользователя языке - в первую очередь, на языке звуковых и видеообразов.

Рассмотрим понятие виртуальная реальность немного подробнее, поскольку оно часто встречается в литературе, иногда не очень обоснованно. Термин данный пред­ложил Джерон Ланье (Jaron Lanier), который определил его как ʼʼиммерсивную и интерактивную имитацию реалистических и вымышленных средʼʼ. Иммерсив-ность означает полное погружение человека в мир виртуальной реальности, где он должен чувствовать свою принадлежность к нему. Интерактивность подразу­мевает возможность человека взаимодействовать с находящимися в мире вирту­альной реальности объектами в реальном времени.

Иными словами, виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в кото­рый погружается и с которым взаимодействует человек. Система виртуальной реальности - это совокупность имитационных программных и технических средств, обеспечивающих эти погружение и взаимодействие. Для полного погру­жения крайне важно оградить человека от информации, поступающей из внешне­го мира; крайне важно ввести стимулы, побуждающие человека пребывать в вир­туальном мире. Для обеспечения интерактивности крайне важно, чтобы система виртуальной реальности воспринимала управляющие воздействия человека. По­буждающие стимулы и управляющие воздействия должны быть многомодаль­ными, то есть зрительными, звуковыми, осязательными и одоральными (исполь­зующими запахи). Для реализации таких требований в современных системах используются разнообразные звуковые и видеотехнологии, в частности, объём­ные звуковые и видеосистемы (звуковые системы классов ʼʼквадроʼʼ и ʼʼдолбиʼʼ, стереодисплеи и стереомыши), а также головные дисплеи - шлемы и очки-телœе­визоры, ʼʼнюхающиеʼʼ мышки, управляющие перчатки, кибернетические силовые жилеты и другие экзотические устройства, уже существующие сегодня. И всœе это в совокупности с беспроводными интерфейсами.

В случае если исключить пока еще редкие ʼʼэкзотическиеʼʼ устройства, то реально к сред­ствам мультимедиа можно отнести:

Q устройства аудио- (речевого) и видеоввода и вывода информации;

□ высококачественные звуковые (sound-) и видео- (video-) платы;

Глава 7. внешние устройства ПК

□ платы видеозахвата (video grabber), снимающие изображение с видеомагни­тофона или видеокамеры и вводящие его в ПК;

□ высококачественные акустические и видеовоспроизводящие системы с усили­телями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами;

□ широко распространенные уже сейчас сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки);

□ высококачественные принтеры и плоттеры.

С большим основанием к средствам мультимедиа можно отнести и внешние за­поминающие устройства большой емкости на оптических и цифровых видеодис­ках, часто используемые для записи звуковой и видеоинформации. Стоимость компакт-дисков (CD) при их массовом тиражировании невысокая, а учитывая их большую емкость (650 Мбайт и более), высокие надежность и долговечность, стоимость хранения информации на CD, для пользователя оказывается несрав­нимо меньшей, нежели на магнитных дисках. Это уже привело к тому, что боль­шинство программных средств самого разного назначения поставляются на CD. На компакт-дисках организуются обширные базы данных, библиотеки, словари, справочники, энциклопедии, обучающие и развивающие программы по общеоб­разовательным и специальным предметам.

CD широко используются, к примеру, при изучении иностранных языков, пра­вил дорожного движения, бухгалтерского учета͵ законодательства вообще и на­логового законодательства в частности. И всœе это сопровождается текстами и ри­сунками, речевой информацией и мультипликацией, музыкой и видео. В чисто бытовом аспекте CD привлекательны для хранения аудио- и видеозаписей, вме­сто аудио- и видеокассет. Следует упомянуть, конечно, и об огромном количестве компьютерных игр, многие из которых занимают не один CD.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, компакт-диски (а еще в большей мере - цифровые видеодиски DVD) открывают доступ к огромным объёмам разнообразной и по функциональ­ному назначению, и по среде воспроизведения информации.

Некоторые из названных здесь устройств (CD-ROM, DVD-ROM и RAM, скане­ры) уже были рассмотрены ранее. Ниже остановимся лишь на некоторых (нельзя объять необъятное!) устройствах, поддерживающих компьютерные аудио- и видео­технологии.

Средства мультимедиа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средства мультимедиа" 2017, 2018.

  • - Средства мультимедиа

    Жидкокристаллический дисплей (ЖКД) Жидкокристаллическая проекционная панель Графопроекторы Графопроекторы - проекторы для прозрачных пленок. Графопроектор (кодоскоп, оверхед) представляет собой оптическое... .


  • - Средства мультимедиа

    Модем Монитор Монитор (рис. 5.9) или дисплей является основным периферийным устройством компьютера и служит как для отображения информации, вводимой посредством клавиатуры или других устройств ввода, так и для выдачи пользователю сообщений, а... .


  • - Лабораторная работа № 3. Стандартные средства мультимедиа.

    Задание 3. Задание 2. Задание 1. Студент должен набрать текст с помощью редактора Word не менее 2 листов и сохранить файл под собственным именем. Установите: · Рабочий шрифт (Times New Roman, масштаб шрифта -14, отображение текста в окне -75%); · Параметры... .


  • - Технологии и средства мультимедиа

    Многозначность понятия мультимедиа. Средства "виртуальной реальности". Преимущества использования средств мультимедиа в обучении школьников В аппаратном обеспечении особым образом выделяется семейство средств, характерной особенностью которых является...

  • Понятие мультимедиа.

    Мультимедиа как средство и технология.

    Понятие мультимедиа.

    Термин "мультимедиа" является латинизмом, проникшим в различные языки. Происходит он от соединения слов "мульти" (много) и "медиа" (среда). Дословно "мультимедиа" означает "многие среды", однако более корректно определять феномен мультимедиа как "полисреда", в нерасчлененном виде представляющая различные виды и формы информации. В силу многозначности термина под мультимедиа понимается и мультимедийная программа, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение.

    Мультимедиа - это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную, статическую, визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию).

    Таким образом, понятие "мультимедиа" объединяет широкий спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на обучаемого (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

    Одна из возможностей мультимедиа - обучение. Обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей (например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам).

    Мультимедийные технологии

    Мультимедийные обучающие технологии - это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации.

    Структуру мультимедийной технологии образует совокупность интерактивных видео технологий, компьютерных технологий и технологий дистанционного обучения. Рассмотрим каждую из перечисленных технологий подробнее:

    2. Технологии дистанционного обучения.

    Дистанционная технология обучения представляет собой совокупность методов, форм (модели преподавания) и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии (технологической платформы обучения).



    Под технологической платформой ДО будем понимать совокупность программно-технических средств, направленных на предоставление услуг дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии.

    В настоящее время различают следующие основные виды технологических платформ дистанционного обучения - ТВ-технология, кейс-технология, сетевые технологии.

    ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. Также возможна организация живых уроков (семинаров) с использованием спутникового телевидения и телемостов.

    Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

    Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

    Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные. Асинхронные технологии реализуют распределенное обучение, а синхронные - истинно дистанционное обучение.

    Асинхронные технологии достаточно разнообразны и наиболее известными их них являются технологии СВТ (или "обычная" СВТ) и WBT (это целая группа технологий):

    Computer-Based Training (СВТ) - индивидуальное обучение с использованием локальных компьютерных обучающих программ с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

    Web-Based Training (WBT) - индивидуальное и коллективное обучение с использованием локальных и сетевых компьютерных обучающих программ с различной степенью интерактивности.

    Основными отличиями являются:

    Учебный материал преимущественно хранится на специальном сервере в сети (оперативное изменение учебного материала и его быстрая доставка);

    Отслеживание и управление учебной деятельностью учащегося;

    Возможность использования индивидуальных и групповых коммуникационных средств с различной степенью интерактивности.

    Синхронные сетевые технологии обучения реализуют истинно дистанционное обучение, когда учащиеся и преподаватели территориально удалены друг от друга. Синхронные технологии предполагают создание виртуальных классов с использованием средств видеоконференцсвязи и дополнительных инструментов совместной работы. Эти технологии требуют присутствия всех участников учебного процесса в одно и тоже время.

    В своем большинстве современные системы электронного (e-learning) обучения строятся исходя из портальной схемы. Ядром системы электронного обучения является LMS (Learning Management System) или система управления учебным процессом.

    LMS обычно предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях, другие - на корпоративное обучение. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, а также определять число доступов и время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса.

    Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются напоминания о необходимости пройти очередной онлайновый урок. Такая система позволяет выполнять основные административные функции. Обучаемые могут проверять свои оценки, проводить чаты и участвовать в специальных групповых разделах, куда могут заходить только члены определенной группы.

    Помимо управления процессом обучения, существует другой важный вопрос - управление контентом электронных курсов. Эти функции могут быть интегрированы в LMS, либо реализовываться специальной системой управление учебным контентом (LCMS - Learning Content Management System). Системы управления контентом также могут позволять создавать каталоги графических, звуковых, видео и текстовых файлов и манипулировать ими. Такие системы представляют собой базу данных, снабженную механизмом поиска по ключевым словам, позволяющим преподавателю или разработчику курсов быстро найти то, что ему нужно. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах. Это сокращает время на разработку курсов, поскольку, например, вместо создания нового изображения бизнесмена, преподаватель может просто найти и использовать одно из готовых.

    Важным компонентом системы электронного обучения является также специальные средства интеграции LMS с существующими в организации информационными системами, например, ERP-системами.

    Особо следует отметить, что кроме проблем необходимой функциональности LMS и интеграции ее с существующими информационными системами, особое внимание необходимо уделить вопросу ее совместимости с другими решениями для электронного обучения, предлагаемыми на рынке. Совместимость - это возможность взять один и тот же учебный материал и, не внося в него изменений, использовать его в различных системах управления обучением. Одним из способов гарантировать совместимость - использовать программное обеспечение, поддерживающее определенные стандарты, принятые в индустрии дистанционного обучения. В идеальном случае оно должно позволять использование одних и тех же учебных материалов в различных системах управления обучения и управления контентом.

    3. Компьютерные технологии обучения.

    Компьютерная технология обучения представляет собой совокупность методов, форм (модели преподавания) и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса с использованием компьютера.

    Основной технологической платформой реализации компьютерной технологии является связка мультимедийный компьютер – видеопроектор.

    Мультимедиа-компьютеры- компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Мультимедиа-компьютер должен иметь:

    Дисковод для чтения/записи DVD-дисков;

    Звуковую карту, позволяющую воспроизводить звуковые записи, а также синтезировать музыку и записывать в цифровом виде звук;

    Видеосистему позволяющую работать в видеорежиме как минимум 600 на 800 точек и глубиной цвета 16 бит, а также воспроизводить DVD-Video диски;

    Кроме перечисленного для воспроизведения звука необходимы еще акустические системы (колонки) или наушники.

    Однако без проекционных возможностей современных видеопроекторов мультимедийный компьютер может использоваться только для индивидуального обучения. Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой в принципе может заменить практически почти все традиционные ТСО.

    Следует выделить два типа компьютерного обучения: для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. В этом случае обучение протекает без преподавателя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы.

    Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером преподавателя. Компьютер помогает преподавателю в управлении учебным процессом, например, выдает результат выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени. Обычно этот тип обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д. В зарубежной литературе обучению второго типа посвящено много работ, причем специалисты считают, что за этим способом применения компьютера большое будущее.

    Под средствами мультимедиа понимают информационные технологии, использующие различные программные и технические средства для наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который одновременно является и читателем, и слушателем, и зрителем.

    Средства мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.

    Анализируя традиционные формы обучения и мультимедийные средства преподавания и осуществляя свои исследования независимо друг от друга, ряд американских ученых пришел к общему выводу о том, что мультимедийные обучающие программы имеют значительно большие преимущества, нежели обычные, традиционные.

    Работы отечественных специалистов, различные эксперименты по использованию мультимедиа, подтверждают приоритет мультимедийных обучающих программ по отношению к традиционным. Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более, чем одна четверть предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2-3 раза увеличить долю усваиваемого материала, так как предоставляет возможность одновременного зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам обучающей программы, которые требуют повторного анализа и т.п.

    Рассмотрим основные виды мультимедийных средств обучения.

    1) При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия и видео взаимодействия, к примеру, возможность оперативного получения информации с обновляющихся сайтов компаний автопроизводителей через сеть Интернет. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Еще одним преимуществом интерактивной доски является возможность беспроводного взаимодействия с компьютером, благодаря функции Bluetooth, информация, вводимая при помощи интерактивной доски, заносится в память компьютера. Эти же функции могут выполнять интерактивные планшеты установленные в других кабинетах. Видеоконференция проводимая с использованием интерактивной доски позволяет обмениваться информацией вводимой из различных компьютеров в режиме реального времени, независимо от местоположения участников.

    2) К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.

    Виртуальная реальность – это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени. Системы «виртуальной реальности» обеспечивают прямой «непосредственный» контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно «перевернуть» изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может «шагнуть» в виртуальное пространство, вооружившись «информационным костюмом», «информационной перчаткой», «информационными очками» (очки-мониторы) и другими приборами.

    Использование подобных мультимедиа-средств в системе образования изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой пользователем информации. При работе с системами «виртуальной реальности» в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.

    3) Часто преподаватели используют систему интерактивного опроса , состоящую из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

    Общий опрос;

    Мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.

    Определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

    Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированной проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.

    Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

    4) Кабинеты могут быть оборудованы информационной компьютерной техникой , сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом и видеокамерой позволяющими перенести информацию из периодических печатных изданий, редкой научной литературы в информацию удобную для работы преподавателей и учащихся, это позволяет не ждать пока будут, выпущены учебные пособия и плакаты.

    5) Электронную почту преподаватели часто используют как метод общения.

    Если у преподавателя есть свой электронный адрес, который известен всем учащимся, то они могут, связываются с ним, задавать вопросы, к примеру, при подготовке к экзамену.

    Также электронная почта используется как источник информации. Например, оформив подписку на бесплатные электронные журналы, преподаватель может на свою электронную почту, без лишней траты времени и долгих поисков, получать яркие, свежие, отобранные материалы из мира новостей по интересующему предмету.

    Так же во многих учебных вводятся системы, благодаря которым учащиеся при поступлении получают свой индивидуальный электронный адрес, который отражает текущее состояние успеваемости.

    6) В образовательном процессе используются различные электронные учебники

    Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

    Достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;

    Учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

    Диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

    Смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

    Каждый учащийся входит в программу под своим именем. И из списка тем программы обучения можно выбрать теоретический минимум, практические задания, самоконтроль и компьютерный контроль.

    Большая часть мультимедийных программных продуктов интерактивна, т.е. обеспечивает диалоговый режим пользователя и программного продукта. В ряде изданий заложена возможность ведения тематического, фактографического поиска, проверки и тестирования полученных знаний в процессе работы с данным продуктом.

    Преимущества мультимедийных средств, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

    Интерактивная компьютерная технология обучения призвана:

    1. Расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала.

    2. Привить навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок.

    3. Развить познавательные способности учащихся.

    4. Научить решать профессиональные задачи с помощью компьютера.

    5. Усилить межпредметные связи.

    6. Развить мотивацию к обучению.

    7. Более широко, наглядно и доступно представить учебный материал.

    8. Облегчить труд преподавателя (быстрее и объективнее оценить знания учащихся).

    9. Задействовать всех учащихся в процессе обучения.

    Преимущества применения компьютерной технологии обучения

    1. Появляется возможность существенно увеличить количество и виды заданий.

    2. Возможность обеспечить групповое взаимодействие между обучающимися и преподавателем.

    3. Возможность качественно повысить уровень подготовки подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе.

    4. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового учебного материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

    5. Современные компьютерные средства позволяют использовать не только отображение текста, но и обладают возможностью показывать графические объекты, высококачественные фотографии, позволяют использовать анимацию, звук и видео.

    Недостатки компьютерной технологии обучения

    1. Компьютеры хоть и достаточно совершенные, но все-таки лишь технические средства, и поэтому компьютер никогда не сможет полностью заменить преподавателя-человека.

    2. Базовая подготовка как обучаемых, так и преподавателей должна включать компьютерную грамотность, в т.ч. умение работать с различными ресурсами Интернета. Однако многие преподаватели не обладают соответствующими навыками. Нередка ситуация, когда учащиеся оказываются более подготовленными, чем преподаватели.

    3. Во многих городах скорость доступа к Интернету оставляет желать лучшего.

    4. Не соблюдение гигиенических норм и требований безопасности при работе с техническими средствами может нанести вред здоровью. При некоторых заболеваниях противопоказана интенсивная работа на компьютере.

    1. Интерактивные видео технологии.

    Определим наиболее важные термины:

    1) интерактивное видео - видеозапись и устройства для записи и воспроизведения видеоизображения, обеспечивающие возможность работы в интерактивном режиме;

    2) интерактивный режим - такой режим работы, при котором электронное устройство и пользователь взаимодействуют, то есть оказывают друг на друга взаимное воздействие. Этот термин чаще всего связывается с компьютерной техникой, поэтому обратимся к компьютеру.

    В учебно-воспитательном процессе компьютер может быть использован в четырех режимах:

    1) недиалоговый режим - режим пассивного использования (вычислительное устройство; справочники);

    2) реактивный диалог - проверка знаний и отработка навыков, которые должны быть доведены до автоматизма;

    3) активный диалог - обучаемый использует компьютер как вычислительное устройство, получает от него необходимые справки, а компьютер ставит обучаемому вопросы и дает задачи, позволяющие оценить уровень усвоения материала. В конце диалога обучаемый получает методические рекомендации по ликвидации пробелов в занятиях;

    4) интерактивный диалог - компьютер выступает в роли собеседника, ведущего полноправный диалог с обучаемым и обучающим. В зависимости от ответов и вопросов обучаемого компьютер определяет стратегию обучения, а когда методические возможности компьютера оказываются исчерпаны на помощь приходит учитель. В данном случае в учебный процесс входит система «учитель-компьютер-ученик».

    Стремление к совершенствованию, всегда присущее человеку и являющееся двигателем прогресса, породило идею о соединении учебной видеозаписи с ее высоким научно-методическим уровнем и автономностью с возможность интерактивного диалога ученика с электронным устройством. Эта идея получила реализацию в виде интерактивного видео. Основоположник интерактивного видео М. Перлмуттер выделяет 4 уровня интерактивности:

    Уровень 0 - никакого взаимодействия с пользователем, кроме включения и выключения; используется только для просмотра видеофильмов (пример: первые бытовые видеовоспроизводящие устройства);

    Уровень 1 - пользователь контролирует демонстрацию с помощью дистанционного управления или органов управления на панели устройства. Имеются такие сервисные функции, как дистанционное управление на инфракрасных лучах,

    стоп-кадр, покадровый просмотр, замедленный и ускоренный просмотр в прямом и обратном направлении и др. (пример: современные бытовые видеомагнитофоны);

    Уровень 2 - носитель (лента или диск) содержит управляющую информацию, которая считывается микропроцессором, расположенным в видеовоспроизводящем устройстве (магнитофоны, плееры видеодисков), обеспечивает работу с меню, поиск нужной информации на носителе;

    Уровень 3 - «интеллектуальность» задается управляющим компьютером. В этом случае видеомагнитофон или плеер в дисков является внешним устройством компьютера, а кассета или диск - базой компьютерных данных.

    Первый демонстрационный интерактивный видеодиск был выпущен в 1979 году, но работа над интерактивными дисками началась еще в 1970 году, когда Мартин Перлмуттер основал фирму, основной специализацией которой являлись интерактивные приложения видео.

    О том, что проблеме разработки интерактивных видеодисков за рубежом придается большое значение, говорит тот факт, что министерство обороны США вложило сотни миллионов долларов в программу электронной системы доставки информации. Крупные автомобильные компании и медицинские ассоциации вкладывают значительные средства в создание интерактивных видеодисков. Особое внимание уделяют этой проблеме музеи, для которых диски являются удобной формой хранения и распространения информации.

    Опыт разработки и применения на Западе интерактивных видеодисков показывает большое значение их в сфере профессионального тренинга и переподготовки кадров: создана целая индустрия по разработке таких дисков как общего, так и узкопрофильного (для конкретной фирмы) применения.

    Введение. Теоретические аспекты мультимедиа, их классификация и применение

    1 Основные подходы к понятию мультимедиа

    2 Мультимедийные образовательные ресурсы

    3 Мультимедиа ресурсы сети Интернет

    Глава 2. Применение средств мультимедиа в образовании

    1 Области применения мультимедиа в образовании

    2 Основные преимущества и недостатки применения мультимедиа в образовании

    3 Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Мультимедиа - это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

    Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх.

    Появление систем мультимедиа подготовлено как с требованиями практики, так и с развитием теории. Однако, резкий рывок в этом направлении, произошедший за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков - DVD и CD-ROM, а также их массовое внедрение. Важную роль сыграла так же разработка методов быстрого и эффективного сжатия и развертки данных.

    Современный мультимедиа-ПК в полном вооружении напоминает домашний стереофонический Hi-Fi комплекс, объединенный с дисплеем-телевизором. Он укомплектован активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт-дисков CD-ROM (CD - Compact Disc, компакт-диск; ROM - Read only Memory, память только для считывания). Кроме того, внутри компьютера укрыто новое для ПК устройство - аудиоадаптер, позволивший перейти к прослушиванию чистых стереофонических звуков через акустические колонки с встроенными усилителями. Мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений использование компьютерных технологий в образовании. Сфера применения мультимедиа очень широка и является самой востребованной в нашем современном мире.

    Объект исследования: средства мультимедиа;

    Предмет исследования: назначение средств мультимедиа;

    Цель исследования: рассмотреть современные средства мультимедиа, их назначение и применение.

    Задачи исследования:

    .Раскрыть основные подходы к понятию мультимедиа.

    .Представить основные классификации мультимедиа.

    .Определить основные мультимедийные ресурсы сети Интернет.

    .Выявить преимущества и недостатки мультимедиа в образовании.

    .Спроектировать учебные занятия на основе мультимедийных технологий.

    I. Теоретические аспекты мультимедиа, их классификация и применения

    1.1 Понятие мультимедиа

    Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

    Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней .

    Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

    Мультимедиа - это:

    технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

    информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

    компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

    компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

    особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию).

    Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) .

    Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации, такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.

    Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

    возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

    возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

    возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

    возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

    возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей, функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

    возможность подключения к глобальной сети Internet;

    возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

    возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации;

    возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими; возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта. Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации. В частности, при использовании средств мультимедиа существенно возрастает роль иллюстраций .

    Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

    Иллюстрация (иллюстрирование) - это:

    введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),

    приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

    В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

    В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс.

    Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

    Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователь может индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях, устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

    Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

    изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

    видео, сложные видеоэффекты;

    анимации и анимационное имитирование.

    Многие считают наиболее интересным использование средств мультимедиа для формального участия дилетанта в эффектной модернизации произведений искусства. Уже сегодня с помощью компьютера новичок может подправить в своём стиле картину классика эпохи Возрождения или музыку знаменитого автора, а также изменить сюжет в видеофильме известного режиссёра. Уже сегодня компьютер может спеть современную песенку голосом и в манере давно умершего певца. Естественно, что всё это называет немало споров среди специалистов, обывателей и медиаманов . Весьма модное направление развития мультимедийных технологий - виртуальная реальность. Виртуальная реальность - это получение почти реальных ощущений человеком от нереального мира. Моделирование такого нереального мира неплохо выполняется с помощью современного компьютера. Компьютерные средства создают настолько полные зрительные, звуковые и иные ощущения, что пользователь забывает о реальном окружающем мире и с увлечением погружается в вымышленный мир. Особый эффект присутствия достигается возможностями свободного перемещения в виртуальной реальности, а также возможностями воздействия на эту реальность.

    Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа» .

    В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

    интерактивный мультимедийный графика образование

    1.2 Мультимедийные образовательные ресурсы

    Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

    Мультимедийные игры - такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

    Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

    Лазерное шоу - «живое» мультимедиа представление

    1.3 Мультимедиа ресурсы сети Интернет

    Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства пользователей становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации .

    Одним из самых популярных и перспективных сервисов сетевых технологий, связанных с мультимедиа, является WWW-технология, которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

    Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

    Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи.).

    Такая сервисная служба реализует:

    редактирование документов перед передачей,

    хранение документов и сообщений,

    пересылку корреспонденции,

    проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,

    выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,

    получение и хранение мультимедиа-информации,

    просмотр полученной корреспонденции.

    Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции.

    Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике.

    Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции.

    С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет .

    Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний).

    Значимым с точки зрения повышения эффективности обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках (Google, Яндекс, Rambler)

    Глава 2. Применение средств мультимедиа в образовании

    1 Области применения мультимедиа в образовании

    В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин существенно разный смысл или наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. В настоящее время существует много компьютерных программ, разработанных для совершенствования и поддержки учебного процесса.

    Существуют несколько основных видов средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в образовании. В их числе:

    ·автоматизированные обучающие системы,

    ·экспертные обучающие системы,

    ·учебные базы данных,

    ·учебные базы знаний,

    ·системы мультимедиа,

    ·системы виртуальной реальности,

    ·образовательные компьютерные телекоммуникационные сети.

    Автоматизированные обучающие системы (АОС) - комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активное диалоговое взаимодействие с обучаемым (учитываются дидактические и психологические аспекты организации диалога). Основным средством взаимодействия АОС и пользователя является диалог. Диалогом управляют как компьютерная система, так и обучаемый. Обучаемый определяет режимы работы с системой, выбирает способ изучения материала, ввод ответов в систему. АОС выбирает методы и способы изучения материала, подбирает контрольные вопросы, истолковывает ответы обучаемого, выбирает сценарий и стратегию обучения.

    Экспертные обучающие системы (ЭОС) содержат знания определенной предметной области. Массовая разработка и внедрение мультимедийных средств в учебный процесс осложняется из-за отсутствия широкого выбора инструментальных средств, обеспечивающих автоматизацию проектирования основных подсистем ЭОС, таких как:

    ·подсистема управления процессом обучения;

    ·подсистема формирования учебных заданий;

    ·решатель учебных задач;

    ·средства диагностики ошибок обучаемых.

    Принято различать декларативные знания, то есть знания о фактах, явлениях и закономерностях и процедурные знания, представляющие собой умение решать задачи .

    Компьютерные системы новой информационной технологии - системы поддержки принятия решений (СППР) - предназначены для оказания помощи пользователям в слабо структурируемых предметных областях. Такие системы выступают в роли помощника, который позволяет расширить способности человека, но не заменяет его мнение или систему предпочтений и предназначены для использования в ситуациях, когда процесс принятия решений ввиду необходимости учета субъективного мнения не может быть полностью формализован и реализован с помощью компьютера.

    Наиболее широкой сферой практического применения мультимедийных систем поддержки принятия решений являются планирование и прогнозирование для различных видов управленческой деятельности. В составе СППР, как правило, имеются база данных, средства обработки и представления информации разных типов, средства общения с пользователем и широкий набор методов и моделей математического программирования, статистического анализа, теории игр, теории принятия решений, а также эвристических методов, обеспечивающих адаптивность системы и обучение. На протяжении последних двадцати лет специалисты в области интеллектуальных систем ведут активные исследовательские работы в области создания и использования экспертных систем, предназначенных для сферы образования. "Экспертность" подобных обучающих систем заключается в наличии в них знаний по методике обучения, благодаря которым они помогают преподавателям обучать, а учащимся - учиться.

    Однако большинство разработанных к настоящему времени систем используют достаточно ограниченные методы в организации диалога с обучаемым, а также неразвитые системы объяснения хода своей работы. Появление экспертных обучающих систем требует переосмысления наработанных положений в области использования программных педагогических мультимедийных средств в учебном процессе.

    Учебные базы данных и базы знаний позволяют сформировать набор мультимедиа-данных для заданного класса учебных задач и осуществлять выбор, сортировку, анализ и обработку содержащихся в этих наборах информации различных типов. В базах знаний содержится описание основных понятий предметной области, стратегия и тактика решения задач, комплекс упражнений и примеров, перечень возможных ошибок обучаемого и информация для их устранения.

    Существует несколько подходов к классификации мультимедийных средств обучения. Чаще всего подобные средства классифицируются по функциональному или по методическому назначению.

    2.2 Основные преимущества и недостатки применения мультимедиа в образовании

    Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.

    Такие средства обучения способствуют появлению не только новых возможностей для общения, передачи информации, но и возможностей для порождения новых проблем, решений, новых точек пересечения, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами массовой информации.

    Внимание отечественной педагогической науки и практики к модели личностно ориентированного образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Личностно ориентированное образование - это образование, которое:

    ·ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса;

    ·способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития;

    ·ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

    Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

    ·решить задачи гуманизации образования;

    ·повысить эффективность учебного процесса;

    ·развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

    ·развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

    ·существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;

    ·определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

    ·учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

    ·осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

    ·привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

    Практическая реализация личностно - ориентированного подхода с помощью средств мультимедиа требует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных мультимедийных средств обучения, которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов.

    Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

    Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных продуктов с заранее определенными свойствами для реализации определенной методики обучения и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение, не на помощь ученику, а на технологию программной реализации.

    Существует множество достаточно общих возможных негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе открытого образования. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, времеемкость, недостаточная доступность и ряд других аспектов.

    Самостоятельное обучение. Некоторые ученики не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.

    Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может отвлечь от основного порядка изложения материала. Большие объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

    Недостаточная интерактивность. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с мультимедиа-программой по-прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

    Отсутствие выборочной "обратной связи". Возможности "обратной связи" с пользователем в мультимедийных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, "обратная связь" приложения ограничивается контролем ответов на уровне "правильно-неправильно", и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство обучения не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно педагогу.

    Симуляций не всегда достаточно. Во многих случаях для студентов важно проведение реальных опытов своими руками. Например, для изучения насекомых на занятиях по биологии не всегда возможно обойтись без выезда на природу с целью изучения жизни насекомых в их естественной среде обитания.

    Недостаточные навыки обучаемых и педагогов. Многие обучаемые, особенно в зрелом возрасте, могли никогда раньше не использовать компьютеры и средства мультимедиа в своей деятельности. Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемыми мультимедийными средствами, равно как и простейшим навыкам. Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения технологией мультимедиа, необходимых для эффективного открытого и дистанционного обучения. Сложность создания учебных материалов. Создание аудио, видео, графики и других элементов мультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста.

    Как применение мультимедиа на уровне конечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийной информации требует достаточно больших затрат времени. Особенно много времени необходимо для создания мультимедийных средств обучения.

    Проблемы доступа в телекоммуникационные сети. Недостаточно быстрый канал связи означает низкое качество звука, изображения, видео и другой мультимедиа информации, что может негативно сказаться на качестве дистанционного открытого учебного процесса.

    Проблемы прочтения информации с экрана компьютера. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть полностью прочтены, удобнее читать на бумаге. В бумажном варианте удобнее читать журналы и книги. Часто мультимедийное средство обучения предоставляет инструменты поиска информации для того, чтобы пользователь смог вначале найти требуемую ему информацию, а затем распечатать только ее.

    2.3 Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий

    Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

    Цель: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

    совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;

    использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

    Новизна методической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

    Практическая значимость методической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий. Концепция методической системы:

    Методической основой для построения системы являются методические материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока») , .

    Мультимедийная технология обучения - технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии получил название «мультимедиа-урок», «мультимединый урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

    Основными формами организации работы обучающихся на уроке являются:

    фронтальная работа-просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;

    индивидуальная- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);

    работа в малой группе-выполнение общего учебного проекта.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

    Медиатехнологии применяют на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе, используя в различных режимах, а именно:

    в обучающем режиме;

    в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

    в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

    в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

    в режиме самообученияю

    Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы

    При объяснении нового материала на уроке:

    мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

    интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести обучающимся информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами, позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

    ЦОР, ЭОР и диски («Уроки Кирилла и Мефодия». «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы», мультимедийный учебник «1С Русский язык», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

    дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов;

    опережающее домашнее задание к новой теме - подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать обучающихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

    метод проектов для активизации деятельности обучающихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

    На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

    использование Интернет-ресурсов и обучающимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР , электронные словари и энциклопедии;

    использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так и разработанных обучающимися презентаций, что позволяет вовлечь их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

    создание обучающимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

    На этапе обобщения и систематизации полученных знаний: интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

    использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, леций);

    разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране. - превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика. На этапе подготовки домашнего задания:

    создание обучающимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, Power Point), объем отчетного документа.

    Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и обучающихся. При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности. При этом компьютер не должен заменять учителя, он должен его дополнять. Используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:

    повышать мотивацию и познавательную активность;

    качество обучения;

    дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

    увеличить время работы на уроке обучающихся;

    удовлетворять запросы, желания и интересы обучающихся;

    повышать темп урока;

    увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся;

    проверять освоение теоретических знаний у всех обучающихся;

    углублять степень отработки практических умений и навыков;

    вести дифференцированную работу с каждым обучающимся;

    выявлять пробелы грамотности обучающихся.

    Заключение

    В курсовой работе представлены такие темы как понятие мультимедиа, классификации мультимедиа, области её применения.

    На сегодняшний день мультимедийные технологии прочно укрепились в рекламной сфере и во многих других. Активно используется мультимедиа в образовании, в сфере услуг.

    Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

    Мультимедиа окружает нас повсюду - через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности - реклама, наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. Презентация доклада, обучающая программа, анимационный рекламный ролик, виртуальное путешествие внутри или вокруг здания - вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации. Диапазон применяемых при этом аудиовизуальных средств достаточно широк - компьютерная 2D и 3D графика, фотография, анимация, видео, музыка, голос, звуковые спецэффекты. Все чаще появляются презентации, адаптированные для сети Интернет, что находит свое отражение в корпоративных сайтах ведущих компаний в различных отраслях. Мультимедиа проникают практически во все сферы деятельности. Главное свойство мультимедиа - художественная привлекательность, начиная с цветовой палитры, шрифтов, композиционного решения кадров, сочетания текстовой и графической составляющих, продолжая применением анимации, звуковых эффектов. Представляется, что элементы мультимедиа технологий следует вводить при обучении самым разным профессиям. Если человек профессионал в своем деле, для него будет важным не только то, что он предложил или сделал, но и то, как он об этом рассказал внешнему миру.

    Основные аргументы в пользу мультимедиа заключаются в том, что такого рода информация оказывает эффективное воздействие на того, кому она предназначена. Поступая одновременно через зрительный и слуховой каналы, затрагивая эмоциональную сферу человека, информация хорошо воспринимается и запоминается. Способ хранения на съемных носителях удобен, компактен. Возможно, уже в ближайшее время технологии мультимедиа станут неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека.

    Подводя итоги работы, следует отметить, что цели и задачи выполнены. В работе было раскрыто понятие мультимедиа, представлены основные классификации, а также были выявлены основные недостатки и достоинства мультимедиа в образовании. Курсовая работа раскрывает основные подходы мультимедиа в образовании.

    Список использованной литературы

    1.Артамонов Б. Н. Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие / Б. Н. Артамонов. - Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 1998. - 448 с.

    .Аствацатуров Г. О. Педагогический дизайн мультимедийного урока / Г. О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

    .Брябрин В. М. Программное обеспечение персональных ЭВМ / В. М. Брябрин. - 2-е изд., стер.- Москва: Наука, 1990. - 272 с.

    .Информатика: учебник для вузов экономических специальностей / под ред. Н. В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - Москва: Финансы и статистика, 2009. - 768 с.

    .Маров М. Энциклопедия 3D Studio MAX 6 / М. Маров. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 1296 с.

    .Могилев А. В. Информатика: учебное пособие для пед. вузов под ред. А. В. Могилева. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 336 с.

    7.Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие / под ред. проф. А. Д. Хомоненко. - Санкт-Петербург: 1998. - 143 с.

    8.Погодин В. Н. Построение мультимедийного урока В. Н. Погодин. - Режим доступа: <#"justify">9.Роджерс Д. Ф. Алгоритмические основы машинной графики / Д. Ф. Роджерс. - Москва: Мир, 1989. - 512 с.